Роджер Солсберийский ( ; , )

С переменным успехом она продолжалась полвека, пока не закончилась заключением конкордата соглашения. Это был компромисс, и как все подобные соглашения, он содержал опасность дальнейшей борьбы, поскольку полностью не удовлетворял ни одну из сторон. Как уже было сказано в соответствующем очерке, Каносса стала для Генриха лишь временным отступлением. В последующие годы Генрих подавлял внутреннюю оппозицию. Папа до последнего момента сохранял видимость нейтралитета, и лишь когда чаша весов стала явно склоняться в пользу Генриха, он признал Рудольфа и вновь подверг Генриха анафеме Вскоре Рудольф был убит, и у Генриха освободились руки для похода в Италию.

Инвеститура

Территориальное и политическое устройство Развитие раннекапиталистических структур и особенности экономической модернизации Положение католической церкви Новые черты в менталитете немцев Гуманизм в Германии: Реформация Мартин Лютер и его реформационные идеи Основные течения в германской Реформации Городская Реформация реформация магистратов Социальные и политические процессы в период Реформации Программа реформ и восстание германского рыцарства Крестьянская война гг.

Ход войны и ее программные документы Характер и итоги Крестьянской войны Теологическое оформление лютеранства. Рим, раздираемый догматическими противоречиями, распался на политические группировки клюнийцев и антиклюнийцев. Политическая ловкость Гильдебрандта, умело действовавшего в калейдоскопической смене пап и антипап, привела его к избранию в г.

Ни один собор, ни одно теологическое сочинение не могут быть признаны церковно-каноническими без его санкции, ибо заслугами св.

Борьба за инвеституру. Церковная реформа. Церковь в руках людей светских. С Х века упадок центральной власти и зарождение феодального строя.

Церковная инвеститура состояла в назначении на церковную должность и введении в сан; она сопровождалась двумя актами: До конца 11 века инвеститура епископов и аббатов, как правило, осуществлялась королевской императорской властью. Папство, усилившееся во 2-й половине 11 века, пыталось запретить светскую инвеституру епископов и аббатов, освободив их от местной ленной зависимости и подчинив своей неограниченной власти.

Так началась борьба за инвеституру. Наибольшего напряжения она достигла в Германии, где со времени Оттона епископат служил важнейшей опорой королевской власти. Инвеститура прелатов, не располагавших наследственными правами, давала возможность императорской власти пользоваться доходами от церковной собственности и использовать епископов и аббатов в качестве противовеса светской знати.

По мере своего развития обряд инвеституры посвящения в рыцари стал важным элементом, во многом способствовавшим формированию идеологии рыцарства и придавшим ей ярко выраженную христианскую направленность. Вместе с тем, в самом этом обряде слились воедино два очень разных элемента: Первый элемент носит чисто светский характер, второй — характер церковный. Постараемся разобраться с этими двумя элементами.

И начнем, прежде всего, с древнего германского обычая препоясывания мечом. В качестве примера можно привести одно повествование о рыцарской инвеституре века:

Инвеститура, собственно облечение в должностную одежду, означает в Германские владельцы смотрели на церкви, находящиеся на их земле, как.

Возникновение раннефеодальных государств , Середина тысячелетия н. Всемирная История В середине в. В укреплении его власти большое значение имело так называемое клюнийское движение, охватившее значительную часть монашества, численность которого на Западе непрерывно росла. Монахами в это время очень часто становились сыновья малоземельных рыцарей.

Не находя прямых способов приобретения земельных владении, они пытались осуществить это, облекаясь в монашеские сутаны. Объединившееся вокруг бургундского монастыря Клюни монашество Бургундии и Северной Италии стремилось к превращению западнохристианской церкви из феодально раздробленной организации в централизованную во главе с папой, укрепление власти которого было одним из требований клюнийцев.

Представители клюнийского движения требовали безбрачия белого, т. Клюнийцы решительно восставали против назначения и смещения епископов и аббатов германскими императорами, а также против предоставления ими этим лицам феодов или ленов т.

Борьба за инвеституру

В этом общем смысле слово И. Особый смысл, удерживающийся за ним до сих пор, имеет слово И. Здесь она означает ввод во владение бенефицией см. Она совершалась чрез известные символические формальности, напр. Еще в Римской империи императоры пользовались большим влиянием на выбор епископов и аббатов.

Инвеститура была явлением, издавна установившимся в Западной Европе. Она Сыгравший большую роль в разделении Церкви на Римскую и.

Неизбежно они должны были включиться в феодальную лестницу. Императоры, короли или иные светские сеньоры наделяли их епископствами и связанными с этим земельными владениями. При наделении епископством германский император вручал духовному лицу кольцо и посох, которые являлись символами светской власти в землевладениях последнего. Такой обряд наделения епископствами называвшийся инвеститурой облегчал императору возможность раздачи владений своим сторонникам, вмешательства в выборы епископов, извлечения доходов из этого дела.

Разгорелась борьба между папами и императорами вокруг инвеституры. Папа Григорий запретил инвеституру, рассматривая ее как недопустимую симонию 1. Его приемник — Пасхалий в стремлении добиться подчинения себе германских епископов пытался даже лишить их имперских владений.

БОРЬБА ЗА ИНВЕСТИТУРУ. ВОРМСКИЙ КОНКОРДАТ

Предыстория[ править править код ] В середине века папа находился в таком же стеснённом положении, как и во времена вторжения франков. Оттон на время избавил папу от влияния аристократии, но одновременно вынудил его подчиниться своей власти — произошло практически то же самое, что и при Карле Великом. В году папа Иоанн , несмотря на то, что был приверженцем германского императора и даже сам короновал его в Риме, вынужден был искать союза со своими бывшими врагами против императора.

Восстановление авторитета папы было в интересах императора - его авторитет должен был помогать держать в повиновении разбогатевшее высшее немецкое духовенство, и императоры Салической династии сломили власть римской аристократии. При Генрихе — власть германских императоров достигла своего пика. Дуализм светской и религиозной власти, характерный для средневековой Европы, сделал неизбежным острое соперничество между папами и светскими правителями прежде всего императорами Священной Римской империи в вопросах о приоритете власти.

Генрих продолжил практику светской инвеституры в Германии и Ломбардии. давление на избрание духовенства под угрозой отлучения от церкви.

В то же время религиозная полемика, начавшаяся после смерти Григория, способствовала теоретической подготовке решения вопроса об инвеституре, которое должно было положить конец борьбе. Уже в середине века от случая к случаю высказывалась мысль о том, что при назначении на должность епископов необходимо проводить различия между их духовными и светскими функциями. Для него любой епископ является носителем двойного права, духовного и светского.

Духовное включает в себя исполнение обязанностей епископа, а светское право охватывает все владения, регалии и привилегии, которые передаются от князей и мирян. Правда, Видо не довел до конца эту идею о разграничении прав. Факт королевской инвеституры он пытался оправдать тем, что сама по себе королевская власть имеет духовный характер. Эту непоследовательность устранил через десять лет французский знаток канонического права епископ Ив Шартрский.

Королям, как он разъяснял в одном из писем к Гуго Лионскому, папскому легату во Франции, дозволено передавать епископство лицу, избранному по кононическим правилам. Князья же должны отказаться от символов духовной инвеституры. Назначение епископов в том виде, за который выступает еще Видо, Ив не одобряет. Он настаивает на избрании их клиром и народом и предоставляет князьям только право утверждать этот выбор.

Тем самым последовательно проводилось разделение двух сфер — темпоральной и спиритуальной, мирской и религиозной жизни духовенства. Решение, которое в конце века предлагал Ив, не ограничивалось только теоретической полемикой.

Ваш -адрес н.

Обряд передачи совершался после оммажа и принесения клятвы верности. Символический смысл процедуры заключался в переходе обладания предметом от одного лица к другому. Обычай восходит к обряду дарения, когда акт вручения подарка подразумевает в будущем получение ответного дара и устанавливает, таким образом, связь между двумя лицами. Инвеститура в этом смысле представляет собой акт одаривания со стороны сеньора, который вручает вассалу собственность, в обмен на клятву вассала в верности и его службу в будущем.

Церковная инвеститура[ править править код ] Особым видом инвеституры является церковная инвеститура, состоявшая в назначении на церковные должности и введении в сан. Она сопровождалась двумя актами:

Противостояние церкви и государства, начавшееся в Средние века как конфликт вет Дух Святой. Инвеститура тождественна с симонией, которая .

Папство и монашество Борьба пап с государями за независимость в церковных делах Папская власть, поставленная на такую высоту Николаем г. Произошло это, с одной стороны, вследствие вмешательства владетелей Италии в дела папства, а с другой стороны, из-за нравственной распущенности и бездеятельности пап и духовенства. К середине го века распоряжение папским престолом перешло от владетелей Италии в руки германского императора Генриха из финской династии, восстановившего императорскую власть в Италии.

В то время, вследствие беззаконных действий пап один из них продал папство за большие деньги одному римскому богачу , возникло движение, требовавшее реформы духовенства. Оно нашло себе ревностных поборников и распространителей в монахах французского монастыря Клюни в Бургундии. Клюнийцы проповедовали отречение от светских интересов и светского образа жизни духовенства. Это относилось прежде всего к папам.

Генрих сочувствовал клюнийскому движению, поскольку оно направлялось против симонии и беспорядка в церкви. Три раза Генрих назначал пап. Клюнийское движение стремилось также освободить церковь от влияния светской власти.

Политическая философия Мартина Лютера — Александр Марей